Бизнесмену - Общение,коммуникации,влияние

         Привет!
Я Елена Фролова
Мои секреты:
коммуникаций,
влияния,
общения

Перейти к контенту

Бизнесмену

Технологии

Почему надо уметь видеть финансовую картину своего бизнеса

Если идти в реальный бизнес и иметь активы, надо разбираться в экономике и финансах. Иначе, как правило, дело заканчивается плохо.  С виртуальным «цифровым» бизнесом пока проще: активы для налоговой непонятные и с проверкой не нагрянешь. Правда, это вопрос масштаба.  К Юлмарту, Холодильник.ру и Ламоде прийти так же легко, как и к любой офф-лайн компании.

По статистике из 100% стартапов в течение года выживают не более 5-10%. Жаль, нет статистики, что погубило 85-90% бизнес-эмбрионов.

Бизнес часто губят сами предприниматели. Первое место среди причин летальных исходов не только стартапов, но и состоявшихся бизнес проектов занимают финансовые проблемы.

Неумение рулить финансами – это основная засада. В конечном счете, в этот пункт попадают все проблемы, начиная от ошибочных прогнозов продаж до ошибок в бухгалтерском и налоговом учете. Дьявол кроется в деталях. Неумение рассчитать точку безубыточности, непонимание, какие накладные расходы способен выдержать  бизнес, непродуманные скидки, предоставление идиотских отсрочек платежей, не просчитанные результаты маркетинговые кампании,  и прочее.

Жизнь показала, что в нашей стране финансовая грамотность обеспечивает выживаемость предпринимателя. В ее основе – скучная бухгалтерия, баланс, дебет с кредитом, накладные, счета-фактуры, понимание налоговых выплат ….а в интернете мы читаем статьи, что скоро все перейдут на цифру и бухгалтеров не будет. Профессия, типа, отомрет.

А на самом деле отвалится только большая часть рутинных операций по отнесению затрат и доходов на соответствующие счета, а калькуляция доходов и трат просто перейдет к…кому бы вы думали? К счастливому владельцу бизнеса? Нет, к банкам, точнее, расчетным центрам, проводящим операции.

Это будет счастливый день на улице фискальных органов. Потому что они получат ту самую прозрачность, о которой мечтают. И будут знать про вас все. Когда, зачем, сколько, кому…. И как тут не вспомнить про налоговый кодекс, административный кодекс… Есть еще один кодекс и многие российские предприниматели с ним тоже не понаслышке знакомы. К счастью для наших предпринимателей, этот день еще не наступил. Но к нему надо готовиться.

С чего начинается финансовая грамотность предпринимателя? С четкого  понимания, что бизнес - это денежный поток в овеществленной форме, которая может быть какой угодно   - хлеб, молоко, автоматы Калашникова, контент, услуги…. Торговый бизнес производит только денежный поток.

Не надо путать бизнес и хобби, что происходит пугающе часто. Различить очень просто: хобби производит некий продукт и может также производить деньги, но это необязательно, а бизнес производит денежный поток на каком-то продукте или услуге.  

Поэтому весь бизнес сводится к расчету денежного потока, который генерируется вашими продуктами или услугами. Предмет продаж -  просто «идентификация» денежного потока. Его вещественное воплощение.
Финансовая грамотность включает внешний и внутренний контуры.

Внешний контур – это рынок, на котором вы работаете и налоговые и прочие сборы с вашего бизнеса. Показатели: объем продаж на этом рынке (емкость рынка),  рыночные ниши и их емкость, количество операторов на  рынке, средние цены, затраты. Тут же вы оцениваете нагрузку на бизнес в виде налогов и прочих сборов\поборов.

Предположим, вы знаете рынок и понимаете, как и что продавать. То есть вы знаете предметную часть своего бизнеса и верите в свой продукт. Это тема особая, сейчас ее трогать не будем. Нарисовали свой потенциальный денежный поток – картинка есть, протянута на несколько лет вперед.

На нее накладываете …нет,  пока не инвестиционные и прочие затраты, а отъем денег в виде налогов, сборов и прочим, чем вам придется делиться с государством. И решаете задачку – какой тип налогообложения и на каком этапе вам подойдет.

Предположим, первые два года оборот не выйдет за пределы 120 млн. руб.,  сотрудников у вас меньше 100 чел., основных фондов у вас меньше, чем на 150 млн. руб., вы не финансовая организация -   ну, почему бы тогда не выбрать простой путь и не платить государству 6% от всех своих доходов или 15% от суммы доходов минус расходы?

Получаете консультацию или сами разбираетесь, какие сборы еще вам придется платить – страховки ПФ, ФМС, налоги - НДФЛ и сборы за лицензии и прочее. Возможно, вы увидите, что вам придется иметь дело с клиентами, которым надо брать к зачету НДС. Тогда придется решать, какой налоговый режим будет самым рациональным.  

Внутренний контур очень емкий, но сводится к одному -  вы считаете, во что вам обходится бизнес и что он дает в сухом остатке. Показатели: начальный капитал, расходуемый на создание юрлица, здания, сооружения, аренда, оборудование, запчасти, расходные материалы, расходы на продвижение, сайты, оплата услуг, персонала и прочее. Кредиты или займы и стоимость их обслуживания. Прибыль, чистая прибыль.

Когда вы сами оцифруете свой бизнес, вы получаете картинку. Глядя на ту ее часть, которая показывает, сколько вам приходится отстегивать государству, вы будете испытывать нехорошие эмоции.   

Надо сказать, что крупные компании, в которых трудятся «финики», далеко не всегда обладают четким представлением о своем реальном финансовом состоянии. В пример могу привести одну известную компанию (понятно, не называя ее), имеющую в составе активы в разных странах и разных городах нашей страны. Компани покупались, объединялись, учет ведется и по национальным стандартам, и по МФСО.  Управленческий учет слепили из того, что показалось рациональным во всех. Как вы думаете, они могут его свести воедино?  Нет. А денег на крутую SAAP или наши продвинутые версии из оборотки не наскрести – времена суровые.

Учиться понимать, знать и управлять своим денежным потоком – то есть бизнесом -  желательно с самого начала, более того, при скромных масштабах надо стараться самим вести бухгалтерский и налоговый отчет, благо сейчас много хороших сервисов. Потом, когда вы вырастете, вы наймете специалистов, Но вы уже точно будете знать, о чем они вам говорят, вы  будете их контролировать.

Картинка может сильно не совпасть с первоначальными представлениями. Довольно часто предприниматели берегут свою психику. Я знаю людей в бизнесе, которые «выше» этой мышиной возни с цифрами. Но финансово успешными они не стали.

И напротив, практика показала, что те, кто здраво и честно создает цифровую картинку бизнеса, оказались способны вытащить бизнес даже из долговых засад в кризисные времена.  Картинка называется «денежный поток» - cash flow. Элементарно формируется в excel. Этот документ - отчет -  часть управленческого учета (УУ), который более информативен, чем бухгалтерский учет (БУ).  

В БУ тоже есть форма  названием  «Отчет о движении денежных средств» и смысл у него похожий, но всех деталей он не вмещает, особенно если ваш бизнес включает несколько юрлиц.

В зависимости от масштабов бизнеса и настройки бухгалтерской программы  УУ может вестись вручную или автоматически. Настроить УУ для крупного бизнеса, с большим количеством юрлиц, филиалов в разных регионах и странах – дело очень непростое и затратное, но необходимое.  

Основная практическая ценность формы о движении денежных средств – это понимание количества реальных денег на счетах и в кассе, и это возможность контролировать риски вашего бизнеса и измерять его жизнеспособность.

Работая с владельцами разных бизнесов, чаще всего видишь, что они проделывают только часть работы: ежедневно фиксируют суммы продаж и разносят затраты и накладные по окончании периода, как правило месяца. То есть они сфокусированы на доходной части, а убивает бизнес, имеющий доходы, расходная часть. Спроси у них: какое пороговое значение кредитов, падения объемов продаж, отсрочки  – не ответят.

Самая больная тема -  завоевание еще нескольких процентов рынка или каналов сбыта. Когда речь идет о расширении продаж, очень часто в голове у владельцев происходит замещение ценностей: бог с ней, с рентабельностью, даже с окупаемостью, мы сейчас демпингнем ради того, чтобы потом снимать сливки с отвоеванного рынка. Мы войдем в эту сеть…встанем на полку….переманим  покупателей за счет низкой цены…..

Увы! так и хочется объявить минуту молчания по всем тем, кто азартно повёлся на завоевание «доли рынка» за счет собственной рентабельности.... Изнасилование оборотного капитала плохо кончается. Зато сети, на чью полку вскочили несчастные, пожертвовав своей рентабельностью, чувствуют себя просто прекрасно.  

А теперь предположим, у вас уже есть бизнес, ну, например, складской бизнес. Вы не купили, а сняли склад и начинаете бизнес.  Что у вас будет в расходах? Операции под названием «затраты на въезд, ответственное хранение, аренда склада, коммуналка, перевалка грузов, другие операции, з\п, оплата станции (если это ж\д), упаковочные материалы и тара, затраты на транспорт, банк, офис». Не все перечислено, это пример. Детализация тоже зависит от вашего желания. В доходах – услуги хранения и перегрузки, продажи тары и прочее. Ставите еще графы оплаты займов, налоги, отчисления – и  вот весь ваш бизнес, как на ладони. Если вы еще там же отмечаете тоннаж – вы еще видите и физический объем операций.

Если использовать терминологию  финансистов, вы посчитали оборотный капитал.

Предприниматель должен понимать отчетность. Не надо думать, что баланс и отчет о прибылях и убытках  не поддаются прочтению. Надо уметь понимать, как отражается стоимость принадлежащей вашей компании  недвижимого и движимого имущества в балансе и как формируется показатели в отчете о прибылях и убытках.

Курс «молодого предпринимателя»  должен дать полное представление о том, как формируется финансовая отчетность, что такое эконмическая прибыль,  как считать эффективность инвестиционных вложений, как проанализировать финансовое состояние своего бизнеса и как организовать контроль.  Для этого не надо лезть в дебри – оставьте это тем, кто занят непосредственно финансовым управлением. Вы же не лезете под капот своей машины, чтобы ею управлять, вы смотрите на индикаторы на панели приборов.  

Надо просто озадачиться и понять, как это работает. На это потребуется потратить два полноценных рабочих дня.  

info@elena-frolova.ru
Москва 2017г
Назад к содержимому